18.10.2019

Стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

После смены CEO компания поменяла стратегию, и, как видно по результатам, это пошло ей на пользу. Из-за больших убытков Uber отказался от присутствия в некоторых регионах мира, в том числе в России и Китае. Вместо этого компания приобретает доли в местных сервисах по онлайн-заказу такси, чтобы сохранить доступ к соответствующим рынкам. Сделки по этой схеме были проведены с «Яндекс» и Didi.

Стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

Стартап в свое время разрабатывал систему для самоуправляемых автомобилей, однако работу в этом направлении пришлось приостановить после того, как самоуправляемая машина Uber сбила человека насмерть, несмотря на то что была оснащена лидаром. Неспособность системы самоуправления распознать человека в темноте ставит под вопрос дальнейшую деятельность компании на этом рынке.

После этого Uber занялся диверсификацией бизнеса. В результате к сервису по заказу такси прибавилась платформа для заказа и доставки еды UberEats. Этот бизнес оказался более эффективным, чем основной, поэтому он быстрее выйдет в прибыль. В настоящее время компания рассматривает возможность запуска UberWork — платформы для быстрого найма работников. Отказ от фокусировки на одном сегменте деятельности увеличивает потенциал развития бизнеса и, как следствие, повышает стоимость компании. С высокой долей вероятности IPO Uber пройдет успешно — компания будет оценена рынком выше $100 млрд, но доходность размещения под большим вопросом из-за его размеров.

Сильны ли конкуренты

Стоимость конкурента Uber, компании Lyft, по последней оценке, полученной в 2018 году, составляла $15 млрд. Вместе с тем компания никак не капитализировалась на проблемах своего конкурента. Lyft выбрала более стабильный путь развития, сосредоточившись на рынке США и выходе в прибыль. За счет устойчивости своей бизнес-модели и позитивного имиджа Lyft имеет хорошие шансы закрепиться на рынке.

Если же компания претендует на повышение оценки своей стоимости, ей придется расширить сферу деятельности за счет внедрения таких сервисов, как доставка еды, поиск сотрудников и т. д. Международная экспансия — не лучший выбор для Lyft, поскольку рынок уже сформирован и насыщен. Зато на локальном американском рынке она может успешно бороться за долю в других видах сервиса за счет позитивного восприятия своего бренда.

Lyft с этой точки зрения очень похожа на «Яндекс.Такси», который также успешно расширяет долю на своем домашнем рынке и имеет более позитивный имидж, чем ближайшие конкуренты. В этой связи такси-сервис от «Яндекса» оценивается по тем же метрикам, что и Lyft. Однако у российской компании есть несколько крупных преимуществ, включая полноценное развитие нескольких сервисов, аналогичных предложениям Uber, что поможет увеличить капитализацию группы в разы.

Во-первых, «Яндекс» победил в конкурентной борьбе с Uber на российском рынке. В результате было создано совместное предприятие, в котором «Яндекс» получил 59,3% при инвестициях $100 млн, а Uber — 36,6% при инвестициях $225 млн. Это означает, что американская компания вышла с рынка проигравшей.

Во-вторых, российская компания создала сервис «Яндекс.Еда». Сейчас ходят упорные слухи о планах вывести «Яндекс.Такси» на IPO. Есть вероятность, что одновременно с этим СП на биржу будет выведен и сервис по доставке еды. За последние 12 месяцев эта компания заработала 10,5 млрд рублей. По итогам 2018 года ее выручка может превысить 17 млрд рублей, или $258 млн. Если в ближайшие 12 месяцев темпы роста сохранятся на уровне 35–45%, то оценка бизнеса «Яндекс.Такси» может достичь $5 млрд при стоимости «Яндекса» в $10 млрд.

На сегодня «Яндексу» принадлежит $3 млрд в СП с Uber, следовательно, российская технологическая компания недооценена, даже учитывая отечественные реалии. В случае проведения IPO сервисов «Яндекса» можно ожидать доходности за период локапа в размере 50–55% — правда, без учета новых жестких санкций Запада в отношении России.

В-третьих, материнская компания сервиса такси и доставки еды — это крупнейший интернет-поисковик в России, которому также принадлежит виртуальная платежная система, «Яндекс.Кассы», «Яндекс.Музыка» и многие другие сегменты бизнеса. Каждый из них имеет огромные перспективы развития, за счет чего стоимость компании способна увеличиться в несколько раз.

Взаимная выгода

Планы Сбербанка купить 30% «Яндекса» вряд ли будут реализованы, однако падение акций интернет-компании после публикации новостей об этом дает инвесторам хорошую возможность заработать. Главным драйвером роста котировок «Яндекса» станут сильные финансовые показатели за третий квартал, опубликованные 29 октября. На мой взгляд, такси-сервис и доставка еды будут формировать основной объем выручки в дочернем бизнесе «Яндекса» в течение следующих трех лет. Главная причина этого — сформированный рынок заказа такси онлайн, на котором останутся три-четыре главных игрока.

В течение трех лет этот рынок вырастет не более чем на 5%, поскольку он уже вошел в стадию зрелости. Развитие платформ «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», Uber и UberEats как частей одного СП может стать одной из самых успешных историй спин-офф в России. Это предприятие способно привлечь достаточно крупные деньги от западных инвесторов, если Сбербанк откажется от покупки 30% «Яндекса».

Uber, Lyft, «Яндекс» и другие представители отрасли предоставляют возможность заработка на быстро развивающемся рынке райдшеринга и иных онлайн-платформ. Высокая оценка Uber говорит о том, что сегмент, в котором оперирует компания, очень популярен и имеет большие перспективы. При этом на сегодня Uber только собирается выходить на IPO, Lyft привлек финансирование и пока не готов к дебюту на открытом рынке, а «Яндекс» торгуется с большим дисконтом.

Инвесторы предпочитают покупать активы за рубежом, так как ищут стабильность и юридическую защиту для вложений, однако акции российских компаний имеют большой потенциал роста. Инвестиции в «Яндекс» могут обеспечить доход порядка 30% за счет выхода Uber на публичный рынок — ведь в этом случае произойдет и переоценка бизнеса «Яндекс.Такси».

Spread the love
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять