19.04.2024

Почему в России, так и не началась, цифровая революция

Согласно последним исследованиям глубины проникновения цифровой трансформации в российских компаниях из 15 отраслей, таких как IT, банковский сектор и финансы, издательский бизнес и СМИ, индустрия развлечений и т. д., картина выходит далеко не столь оптимистичной, как это следует из бесконечных докладов и публикаций. Важно, что в опросах приняли участие более 700 человек, причем как топ-менеджеры компаний и руководители подразделений, так и менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники.

Почему в России, так и не началась, цифровая революция

По факту только 34,4% из этих компаний имеют разработанную стратегию цифровой трансформации или уже внедряют ее. Остальные 65,6% либо планируют развивать это направление в будущем (26,6%), либо только изучают информацию по данной теме (29,7%), либо вовсе не собираются переводить структуру на цифровые рельсы (9,4%).

Уровень прогресса цифровой трансформации в своей компании больше половины опрошенных оценили по десятибалльной шкале на 1-5 баллов; оценки «8», «9» и «10» поставили лишь 16% респондентов. Интересно, что топ-менеджмент оценивал использование цифровых технологий в работе компании выше рядовых сотрудников и чаще ставил своей компании отметку «8», в то время как специалисты на более низких должностях ставили в основном «5». Это может указывать на необоснованный оптимизм менеджеров высшего звена, либо на то, что персонал не в курсе всех проектов и стратегий компании.

Профессии, которых нет

Digital-сфера требует все больше специалистов соответствующей квалификации. Вместе с новыми технологиями в компанию приходят и новые должности. Ключевая из них — Chief Digital Officer, лицо, которое отвечает за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, формирование корпоративного центра компетенций в сфере цифровых технологий и обеспечение лидерства в управлении изменениями, связанными с внедрением сквозных цифровых технологий по всем видам деятельности. Сегодня такие специалисты есть лишь в нескольких крупных компаниях — «Росатом», «Газпром нефть», «Сибур», «Норникель», «Ростелеком» и нескольких других.

В системе управления компаний CDO, как правило, входит в состав совета директоров или правления, однако в каждом случае это должно определяться спецификой и масштабами деятельности компании, а также особенностями их организационной структуры. Однако, как показало исследование, более 50% опрошенных не считают позицию CDO нужной или не знают, кто это. Положительно на вопрос, имеется ли в компании сотрудник, отвечающий за диджитализацию структуры, ответили только 18% респондентов.

Лидеры и аутсайдеры

При составлении рейтинга отраслей по степени цифровизации неожиданных открытий не произошло: в тройку лидеров вошли IT-индустрия, телеком и финансовый сектор. Следом за ними расположились ретейл, страхование, образование, транспорт и автобизнес. В стороне остаются медицина, строительство, услуги бизнесу и индустрия развлечений.

Многие могут отметить, что IT-компании являются лидерами цифровой трансформации априори по своему роду деятельности, но это не совсем так. IT-компаниям тоже требуется диджитализация — это связано преимущественно с изменением бизнес-моделей в цифровых продуктах. Разработка бизнес-решений «переезжает» на облачные просторы, количество решений «софт плюс оборудование» сокращается, а новые требования к обработке больших данных порождают новые вариации услуг и бизнес-моделей. Все это влечет за собой необходимость трансформации внутренних процессов, инфраструктуры и компетенций.

Корень зла и методы борьбы

Если посмотреть на то, как происходит процесс внедрения инноваций в компаниях, общая картина на российском рынке тоже не выглядит радужной: порядка 70% опрошенных признают, что работа с новыми технологиями сводится преимущественно к копированию лучших практик с рынка или опирается на мнение и опыт менеджмента. Многие организации все еще находятся в процессе поиска методик и инструментов: главной проблемой топ-менеджеров в разработке стратегии диджитализации становится вопрос «с чего начать?». Однако у четверти компаний над инновациями трудится полноценный R&D отдел — это хороший показатель, который позволяет в скором будущем рассчитывать на примеры успешных реализаций.

Таким образом, основным фактором, препятствующим развитию цифровой трансформации, остается отсутствие стратегии и недостаток квалифицированных кадров и компетенций. Все это упирается в кадровую проблему. Впрочем, эта проблема касается не только рядовых сотрудников, но и более высокого звена: по данным исследования, проведенного Техническим университетом Мюнхена совместно с SAP и IDT в 2017 году, только 15% специалистов полагают, что владеют навыками, необходимыми для внедрения цифровых процессов, в то время как 64% считают, что не обладают подобными компетенциями.

Как ни странно, хотя практически все признают проблему с нехваткой квалификации у кадров, желающих как-то повлиять на ситуацию мало. За последнее время только 36,5% компаний увеличили бюджет на дополнительное образование работников в расчете на одного человека — в основном это телекоммуникационные и консалтинговые компании, организации из IT- и образовательной сфер. Больше половины (52,4%) не предприняли никаких шагов в этом отношении, а 11,1% даже сократили расходы на повышение квалификации штата. Ситуация выглядит еще более загадочно, если учесть, что 65% респондентов подтвердили: с нехваткой новых компетенций для цифровой трансформации они справляются именно с помощью обучения сотрудников.

С каждым годом доля очного обучения в компаниях уменьшается: по сравнению с прошлым годом она снизилась на 15% . Все чаще компании готовы инвестировать в дистанционное обучение или же предлагают сотрудникам самостоятельную подготовку.

Общая картина говорит о том, что степень вовлеченности российских компаний в процесс цифровой трансформации сильно переоценена. По сути, большинство компаний находятся только на его начальном этапе. Однако процесс цифровой перестройки бизнеса неизбежен как способ адаптации экономики к изменениям в обществе и коммуникациях. То, что компании уже начали — с той или иной долей успеха — разрабатывать стратегии цифровизации, пересматривать свою структуру, назначать CDO, внедрять новые технологии, уже служит хорошим признаком. Однако надеяться на скорые изменения пока рановато.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *