29.03.2024

Банки и компании скрывают данные для спасения от санкций

Финансовое подполье

В мае 2018 года, ссылаясь на международную практику, Банк России предлагает сократить еще три формы отчетности для компаний, входящих в банковские группы. Они перестанут публиковать «консолидированный балансовый отчет», «консолидированный отчет о прибылях и убытках» и «отчет об обязательных нормативах» (формы 802, 803 и 805 соответственно).

При этом, если сведения о головном банке получить можно (они раскрываются отдельно в составе его собственного пакета отчетов), то о ситуации в небанковских активах группы сложно будет узнать что-либо достоверно. Тогда, например, перераспределение прибылей или убытков внутри группы можно будет считать успешно замаскированным — даже если мы знаем цифры по консолидированной отчетности и отчетности головного банка, результат по прочим компаниям группы можно будет лишь «примерно прикинуть».

Засекречиваются не только отдельные операции и счета. В открытых источниках, например, не публикуется отчетность целой компании — «Роснефтегаз» (можно получить только по запросу ГМЦ Росстата). В соответствии с принятым решением отчетность холдинга по МСФО направляется лишь в государственные уполномоченные органы.

В перспективе подобный режим может стать доступен не только «Роснефтегазу». В том же декабре 2017 года с целью защиты гособоронзаказа от санкций обсуждались планы скрыть информацию о сделках ряда компаний с госпредприятиями, убрав данные об их закупках из открытых систем. Допускается даже отказ публикации этими компаниями отчетности и заключений аудиторов.

А недавно Минэкономразвития предложило дать право лимитировать информацию по сделкам с гособоронзаказом. Что за сведения и кем конкретно можно будет не раскрывать — пока не обозначено. Но уже обсуждается снижение доступа к сведениям в ЕГРЮЛ об участниках и руководителях компаний.

Пока внешние пользователи — участники рынка, инвесторы и контрагенты — ограничиваются в доступе к тем или иным данным о компаниях, регулятору приходится передавать как открытую, так и закрытую отчетность финансовых компаний в налоговую службу на постоянной основе.

Под грифом «Секретно»

Тренд по засекречиванию или лимитированию информации распространяется не только на финансовую отчетность. Тема для отдельного разговора — федеральный бюджет.

По засекреченным статьям доля закрытых расходов растет не только в традиционных сегментах национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, но даже в образовании и здравоохранении. В последнем случае эксперты полагают, что речь может идти об армейских учебных и медицинских учреждениях, но это только догадки.

Дополнительно к этому Минфин недавно заявил о поправках в закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». С одной стороны, теперь бюджет будет давать постатейную расшифровку расходов на силовой блок — например, сколько из дополнительных 20 млрд рублей получат МВД, Росгвардия, ФСИН, армия. Но с другой стороны, распределение суммы в 84 млрд рублей засекречивается. В целом же доля закрытых расходов в российском бюджете приблизилась к 18%.

Любопытно посмотреть, что будет дальше. Всем, безусловно, понятны причины и важность защиты бизнеса и интересов предприятий в различных секторах экономики от угрозы санкций. Но одним из итогов таких мер по спасению становится снижение прозрачности бизнеса. Как итог, участники рынка могут неверно интерпретировать деятельность компаний.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *