25.04.2024

Сколько можно заработать на апартаментах

А это как минимум в два раза больше, чем могут обеспечить арендные квартиры, которыми вы будете управлять самостоятельно (3-4%). Здесь стоит вспомнить и доходные программы от управляющих компаний, когда УК обеспечивает определенный уровень прибыли владельцу актива вне зависимости от того, насколько востребован этот актив в конкретный момент времени.

Инвестиционная привлекательность того или иного апарт-проекта будет зависеть от бизнес-модели, которую применяет УК. Кроме традиционного договора на управление, когда владелец отдает свой актив в управление оператору и получает часть прибыли (формат наиболее распространенный в России), существует модель, когда между собственником и УК заключается договор аренды, и оператор выплачивает владельцу фиксированную арендную плату.

Кроме того, есть и франчайзинговая модель, где собственник (как правило, компания, единолично владеющая апарт-отелем) оплачивает известному международному апарт-бренду возможность пользоваться его громким именем и базой клиентов. Но какая бы бизнес-модель не применялась, она порадует инвестора существенно больше, чем доход от «простых» апартаментов.

Локация — «днем с огнем»

Рынок обслуживаемых апартаментов в России пока не настолько масштабный, чтобы можно было выбирать из сотни локаций одну «самую-самую». В масштабах одного города, как правило, речь идет о сопоставлении активов в центральных локациях с объектами на окраинах. Впрочем, часто «окраинные» и «центральные» проекты ориентированы на целевые аудитории с разными возможностями.

Тем, кто готов инвестировать за Садовым кольцом, топовые локации часто недоступны. А инвесторы, интересующиеся классом «бизнес» и выше, не будут рассматривать отдаленные от центра районы, даже если показатели возврата инвестиций там лучше. К слову, сегодня и первая, и вторая категория инвесторов расширяет географию своего инвестиционного интереса.

И если раньше столичный инвестор крайне неохотно думал о вложениях за пределами Белокаменной, то сегодня они становятся частью его инвестиционной стратегии. Речь, конечно, пока не идет о Хабаровске или Иркутске, но Санкт-Петербург, Нижний Новгород или Самара вполне попадают в круг интересов инвестора. Что вполне логично — топовые локации здесь сопоставимы с ценой предложения апартаментов на окраине Москвы. Например, в Санкт-Петербурге в 200 м от Невского проспекта доступны предложения по обслуживаемым апартаментам за 4,5 млн рублей.

Понятно, что в столице это бюджет для объекта за пределами исторического центра. То есть здесь даже для инвесторов с небольшим бюджетом открываются хорошие возможности на уровне бизнес-класса.

В свою очередь, для «центральных» инвесторов столицы предложение тоже весьма интересное — меньшая стоимость входного билета, сопоставимые сроки возврата инвестиций при аналогичном уровне качества проекта и привычной (центральной) локации. Эту тенденцию внутреннего бизнес-туризма мы наблюдаем уже какое-то время, и думаю, она будет только расти. Помимо названных городов, интересные предложения по апарт-проектам начинают появляться в Казани, Сочи и других городах.

Риски

Как и в сегменте жилой недвижимости, в апарт-бизнесе чем раньше инвестор входит в проект, тем более высокую доходность он может «поднять». От котлована до сдачи здания в эксплуатацию апартаменты вырастают в цене на 15-25%. Затем актив растет примерно на 2-3% в год.

Главный риск здесь — апартаменты могут быть не построены. Если расположение и качественные характеристики апарт-проекта можно оценить заранее, то вероятность удачного завершения проекта — риск, не всегда прогнозируемый.

Впрочем, и для «просто апартаментов», и для сервисных апартаментов, и для жилья степень риска здесь одинаковая. В этой связи совет один — проверять застройщика, оценивать проекты, реализованные им ранее, смотреть на его «кредитную историю».

В случае с обслуживаемыми апартаментами можно использовать due diligence третьей стороны — управляющей компании. Принимая решение о сотрудничестве (а это, как правило, происходит на раннем этапе реализации проекта), она отчасти делает часть работы за инвестора, оценивая благонадежность партнера.

Расходы

Помимо вознаграждения УК, от проекта к проекту меняется стоимость эксплуатации, и зависеть она будет от инфраструктуры, представленной в апарт-отеле. Конечно, если здесь предусмотрен бассейн с комплексом мини-саун, эксплуатация влетит собственникам в копеечку.

Если же в апарт-отеле нет избыточных опций, эксплуатационные платежи сопоставимы с жилым сектором. Да, они несколько дороже (в среднем на 10-12%), но вполне оправданны: наличие здесь зоны reception, event room, service room, финтес-клуба и так далее. Это делает такой формат недвижимости привлекательным для инвестиций.

Не стоит забывать и о том, что коммунальные платежи берет на себя арендатор, а не собственник актива.

Безусловно, стоит помнить, что сдача в аренду нежилых помещений — это предпринимательская деятельность. Для оптимизации налогообложения мы рекомендуем регистрировать ИП, чтобы платить 6%, а не 13% от суммы дохода.

Выход из проекта

Если при выборе апартаментов инвестор руководствовался всеми выше перечисленными инструкциями, выходить из проекта он вряд ли захочет. По статистике, в сегменте обслуживаемых апартаментов всего лишь 2% активов выходит на вторичный рынок. Соответственно, дефицит предложения при высоком уровне спроса позволяет продавать апартаменты быстро.

Некоторые управляющие компании декларируют обратный выкуп апартаментов спустя 5 лет с момента покупки. Но, учитывая молодость рынка, оценить результаты подобной практики и вывести какую-то статистику пока не представляется возможным. Впрочем, зачем ждать милостей от УК, если реализация объекта на открытом рынке сегодня не превышает трех недель.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *