20.04.2024

Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах

США: большой брат следит, как ты учишься

Для рынка труда Северной Америки наличие университетской степени очень важно: без диплома карьеры не сделаешь. С другой стороны, в США существует плотная спайка бизнеса и образования: первый готов делиться полученными навыками и планами, а второе — их впитывать и учитывать в своих планах развития. Поэтому ситуация, когда работодатели становятся непосредственными разработчиками и руководителями образовательных курсов или программ, в Новом Свете совсем не редкость. Более того, крупные компании и отраслевые «гильдии» формируют заказы на специалистов в определенных областях. Отрабатывая этот запрос, университеты с первого курса готовят молодых людей к работе на определенной должности в определенной компании. Естественно, под присмотром и при живом участии представителей самой этой компании. Итог — бизнес получает готового классного профессионала, уже обученного решению определенных задач.

Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах

Вообще процесс обучения в США очень практичен: студенты много времени проводят на производствах. Это позволяет компаниям познакомиться и выбрать подходящего сотрудника, а молодые люди могут заранее присмотреться к возможному месту будущей работы. Например, у Lockheed Martin действуют представительства в 12 крупнейших университетах США, через которые корпорация нанимает до 60% сотрудников.

Благодаря системе небольших грантов от $50 000 до $75 000 компания HP Labs’ получает до 500 инновационных предложений от студентов и молодых исследователей. Университетские лаборатории не менее активно финансируют и такие известные компании, как IBM и Intel. Благодаря этой работе компании обеспечивают не только поток кандидатов на открытые вакансии, но и источник развития для своих бизнесов.

Великобритания: исследования на заказ и «на будущее»

Великобритания ушла от государственного финансирования исследований частного бизнеса. Теперь госбюджет поощряет совместную с компаниями (или проводимую по их заказу) работу университетских научных центров. За счет этого сегмент R&D плавно перемещается в вузовские лаборатории, а ученые, преподаватели и студенты берут на себя функции исследователей, разработчиков и консультантов, работающих по заказу частных компаний. Повышение образовательного и профессионального уровня осуществляется за счет миграции и обмена преподавателями и студентами между университетами и производствами.

Зачастую крупные промышленные корпорации специально открывают дочерние компании, которые используются как инкубаторы для генерации новых разработок или апробации бизнес-моделей. Британско-нидерландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell за счет финансирования крупных университетских инициатив Имперского колледжа Лондона решает фундаментальные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды или восстанавливаемых источников энергии. Например, один из совместных проектов, запущенных еще в 2007 году, направлен на разработку технологий, снижающих вредное воздействие экстракционных углеводородов. Не менее активны фармацевтические компании: GlaxoSmithKline, Merck и Novartis инициировали проведение в английских колледжах фундаментальные исследования белков с целью их дальнейшего использования в разработке лекарственных средств. При этом результаты этих исследований являются общественным достоянием, к использованию которых нет никаких ограничений. Инженерная компания Arus инвестировала в долгосрочную программу с университетами для создания инновационной экосистемы в сфере противопожарной безопасности.

Германия: в университет как на работу

Немцы в своем стремлении коррелировать возможности высшего образования с потребностями конкретных сфер бизнеса зашли, пожалуй, дальше всех в Европе. Каждое более-менее котирующееся на рынке образования заведение имеет целый ряд контрактов, заключенных с компаниями-работодателями на целевую подготовку специалистов. Обучение студентов ведется в соответствии с согласованными с отделом кадров предприятия планами, в этих же компаниях учащиеся проходят практику. Для молодых людей это возможность оценить реалии будущей трудовой жизни: за проделанную в ходе практики работу им платят деньги, а компания в режиме реального времени понимает адекватность продолжения инвестиций в образование каждого конкретного студента.

В Германии превосходно развита система профессионального образования. Подготовка будущих кадров для производственных компаний осуществляется по тому же принципу, что и в вузах — разве что здесь работодатель имеет еще большее значение и обладает практически тотальным контролем. Именно компания отвечает за образовательный процесс ученика, и не только за то, как он учится, но и за дисциплину и посещаемость занятий. Многие глобальные корпорации создают свои образовательные центры, в которых готовят молодых людей по узкоспециализированным программам, сформированным под свои конкретные цели и задачи. Наиболее известна Siemens Technik Academy, которая взяла на себя обучение специалистов необходимых корпорации Siemens профессий.

Компания Bayer учредила программу «Гранты для целей», предоставляющую финансирование молодым исследователям в области разработки лекарственных препаратов. Бюрократия в этой программе сведена к минимуму, а наиболее успешные кандидаты на финансирование получают в качестве партнера или консультанта исследователя из R&D центров компании.

Бразилия: увлечь подростка профессией

В Бразилии профессиональное образование строится по другой модели, нежели в Европе или США. Здесь государство выбрало в качестве целевой аудитории для образовательных проектов молодежь в возрасте от 14 до 24 лет. Эти ребята получают возможность совмещения среднего образования с прохождением программ подготовки технических кадров. Для молодых разработаны специальные программы профессионально-производственной подготовки кадров, так называемые контракты 4ПК. Бразильское законодательство обязывает крупных работодателей заполнять этими контрактами до 15% имеющихся вакансий.

Спрос и предложение на рынке труда контролируются Министерством образования Бразилии, которое оценивает текущую и будущую потребность компаний страны в специальностях и сопоставляет эти данные с количеством специалистов. Это позволяет вовремя корректировать образовательные программы и наладить диалог между учебными заведениями и работодателями.

Россия обкатывает свои программы

Если анализировать образовательные усилия российского бизнеса, то в глаза бросается сверхточность усилий. Речь еще не идет о финансировании отдельных вузов, но уже активно поддерживаются отдельные программы. Очевидно, что российские компании, имеющие долгосрочные стратегические планы развития и заинтересованные в их реализации, тщательно анализируют опыт зарубежных коллег по выстраиванию процесса подготовки кадров и задействуют многие его механизмы. Среди наиболее распространенных — учреждение базовых кафедр, финансирование магистерских программ, организация стажировок на предприятиях, участие в составлении содержательной части курсов повышения квалификации, разработка небольших обучающих программ, иногда оплата дополнительного образования своих сотрудников. Постепенно расширяется сотрудничество бизнеса с профильными учебными заведениями среднего специального, высшего и поствузовского образования.

Финансовые структуры окучивают известные вузы, сырьевые корпорации — профильные. Например, Сбербанк активно сотрудничает с НИУ ВШЭ и Российской академией народного хозяйства. В первом акцент сделан на анализ данных, во втором вузе — на более прикладные предметы, востребованные в финансовой и фондовой сферах. В обоих случаях Сбербанк не только компенсирует полную стоимость обучения студентов, достигающие 600-700 тысяч рублей за год, но и участие студентов в бизнес-проектах Сбербанка, прохождение практики и последующего трудоустройства. В пополнении кадрового потенциала компании с помощью вузов банки наиболее активны. Газпромбанк финансистов-международников готовит в МГИМО. Тинькофф Банк заинтересован в специалистах по машинному обучению и функциональному программированию, которых он готовит в стенах МФТИ.

«Газпром нефть» поддерживает усилия Мурманского государственного технического университета по обучению студентов навыкам закупок и логистики. Выбор госкорпорации на фоне активного развития Северного морского пути выглядит более чем логичным. Компания не только поделилась собственным экспертным потенциалом, но и оплатила привлечение к преподаванию норвежских профессоров, знающих нюансы международного опыта по части работы в Арктике. «Роснано» сумело объединить ресурсы сразу трех вузов — МИСиС, МФТИ или МИФИ — для подготовки инженеров в сфере высоких технологий. Обучение предполагает одновременную стажировку в одном из 14 проектов ОАО «Роснано» с последующим трудоустройством самых лучших.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *