18.04.2024

Китайцы инвестируют миллиарды в российский бизнес

Россия и Китай «полностью реализуют потенциал на экономическом и политическом уровне», — заявил первый секретарь посольства Китая в России Ли Чаохуэй на конференции, посвященной развитию российско-китайских торгово-экономических отношений, подчеркнув, что отношения между странами переживают лучший период своего развития.

По словам Ли Чаохуэя, рост товарооборота между двумя странами в 2018 году вырос на 25,7% до $65,7 млрд, а концу года он превысит $100 млрд. 2019 год (как и нынешний) объявлен годом межрегионального сотрудничества.

Китайцы инвестируют миллиарды в российский бизнес

По словам управляющего партнера компании ILM Андрея Лукашева, увеличение доли инвесторов из КНР и других стран Азии обусловлено долгосрочной стратегией, так называемого «разворота на Восток», и льготными условиями, предусмотренными для новых резидентов в особых экономических зонах.

Инвестиции в производство

Экономически привлекательны для совместных предприятий особые экономические зоны и индустриальные парки Приморья, Сибири, Урала и Приволжья, где резиденты получают различные налоговые льготы. Самыми востребованными отраслями производства у компаний с китайским корнями стали добывающая, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. Многие проекты имеют долгосрочные инвестиционные перспективы и не ограничиваются разовым вложением средств.

Как пример можно привести расширение производственных площадей китайской компании Haier, производящей бытовую технику в Набережных Челнах. В 2016 году там ввели в эксплуатацию завод по производству холодильников, инвестиции в который составили $50 млн (около 3,25 млрд рублей по нынешнему курсу). В 2018 году производитель бытовой техники заложил первый камень завода по производству стиральных машин с сопоставимыми инвестициями (также на уровне $50 млн). При этом планы Haier в Набережных Челнах двумя заводами не ограничиваются. В итоге на площадке 127 га должен появиться индустриальный парк из 12 заводов общей стоимостью около $1 млрд.

Другой масштабный проект с участием китайских инвестиций — «Ямал СПГ». Проект по сжижению газа в Арктике на 20% принадлежит крупнейшей китайской нефтегазовой компании CNPC, еще 9,9% в 2016 году выкупил китайский Фонд шелкового пути за €1,089 млрд. В 2017 году запущена первая производственная линия мощностью 5,5 млн т. Всего их запланировано три, таким образом, суммарная мощность составит 16,5 млн т в год. Совокупные инвестиции в проект составят около $23,4 млрд или порядка 1,5 трлн рублей.

В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию автомобильный завод «Хавейл Мотор Рус» в Туле, принадлежащий китайскому автопроизводителю Great Wall Motors, который специализируется на кроссоверах и внедорожниках. Строительство началось в 2015 году и к настоящему моменту завершено. Сейчас компания занимается транспортной инфраструктурой и ввозом оборудования. Совокупные инвестиции в строительство оценивались в сумму около $354 млн.

Созданная при участии Российско-китайского инвестиционного фонда группа компаний Russia Forest Products (RFP) в 2017 году запустила производство сухих пиломатериалов из ели и пихты в городе Амурск Хабаровского края. Инвестиции в проект составили 12 млрд рублей. RFP также анонсировала строительство еще нескольких заводов в Приморье и Якутии.

Еще один крупный проект, реализованный в 2017 году — станкостроительный завод в Ленинском районе Подмосковья. Инвестиции в российско-китайское производство «ДМТГ РУС» составили около 1,2 млрд рублей, а совокупные инвестиции в производство до 2020 года достигнут 8 млрд рублей.

Китай хочет активно инвестировать в строительство и во все, что с ним связано. Перечень оборудования, которое традиционно китайские инвесторы представляют на выставках, очень широк. «Насосы, энерготехнические установки, подъемные механизмы и другая строительная техника Китая находит широкое распространение, например, в московском высотном строительстве», — рассказал замгендиректора «ЦНИИП Минстроя России» Владимир Гутников. Большой потенциал сохраняется и по строительству дорог и метро. Например, в Москве некоторые станции подземки строят китайские компании с привлечением китайского оборудования и рабочих из Поднебесной.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *