Можно как угодно относиться к американским мелодрамам, но «Унесенных ветром» признают шедевром даже ненавистники жанра. Собственно, поводов-то для ненависти нет: любые кинематографические штампы, типа «великолепного актерского ансамбля» или «безупречной операторской работы», смотрятся здесь на месте и не дают никаких поводов для ерничества. Это не лучший фильм эпохи. Это просто фильм эпохи.
Самой знаменитой мелодраме — 80 лет. тут вспоминает, как снимался этот фильм
И ему нынче исполняется 80 лет.
Мама Хары
Маргарет Митчелл писала свой роман три года — с 1926-го по 1929-й. В ее первых набросках главную героиню звали Пэнси О’Хара, а знаменитое поместье Тара — Фаунтеной Холл. Да и само название романа придумалось не сразу. «Унесенные ветром» могли называться «Горны поют правду», «Нести утомительный крест», «Не в наших судьбах» и «Завтра будет другой день». Вообще-то Митчелл не собиралась публиковать свой роман, но в 1935 году ее друг-издатель убедил Маргарет сделать это.
Книга была опубликована в июне 1936 года, а уже месяц спустя кинопродюсер Дэвид О. Селзник выкупил у Митчелл права на экранизацию за беспрецедентную по тем временам сумму в 50 тысяч долларов. С лета 1936-го и началась подготовительная работа к съемкам фильма «Унесенные ветром». К весне 1938-го Селзник потратил более 400 тысяч долларов, но сценарий все еще не был готов, равно как и актеры на главные роли не найдены.
Съемки фильма начались лишь в декабре 1938 года. В марте продюсер высказал предположение, что уместить 1037 страниц романа в полнометражном фильме не представляется возможным, поэтому они будут снимать сериал. Но в итоге, выбросив из сценария добрую половину персонажей, в том числе и первых двух детей Скарлетт — Уэйда Хэмпотона и Эллу Лорену, Селзник смог «запихнуть» книгу в фильм, который, правда, длится почти четыре часа. В апреле того же года киностудия MGM, финансировавшая проект, признала, что бюджет превышен, и отказалась вкладывать еще денег. Съемочный процесс был близок к остановке, но на помощь пришел Банк Америки, «пожертвовавший» на картину 1 миллион долларов.
Дэвид умолял Митчелл говорить все пожелания и претензии по ходу съемок. Маргарет однажды выразила неудовольствие относительно декораций Тары и особенно фасада дома семьи О’Хара. Но оно было проигнорировано, и Митчелл наотрез отказалась комментировать работу съемочной группы, как во время, так и после съемок. А вот ее муж, наоборот, острил после премьеры. «Если бы у нас было так много солдат, мы, вероятнее всего, не проиграли бы войну», — высказался супруг писательницы, посмотрев сцену с огромным количеством раненых солдат.
Плата за плач
Больше всего проблем возникло с поиском актрисы на главную роль: 1400 девушек были приглашены на собеседование, а 400 из них прошли пробы. Однако история о том, что 25-летнюю Вивьен Ли нашли в самый последний момент, когда съемки уже начались, лишь красивая сказка. Дэвид Селзник заприметил Вивьен еще в 1937 году, только не сказал об этом самой Ли и никому из съемочной группы. Наоборот, он продолжил кастинги актрис и затеял в прессе игру «Кто может сыграть Скарлетт?», дабы привлечь к своему фильму больше внимания.
К слову сказать, Вивьен, получившая в итоге премию «Оскар» за роль Скарлетт, набрала лишь два голоса участвовавших в игре читателей, тогда как другие претендентки набирали десятки голосов.
С Реттом Батлером возникли проблемы другого толка: утвержденный на роль 38-летний Кларк Гейбл не хотел играть Ретта. Актер считал себя недостойным этого персонажа, которого обожают и боготворят тысячи читательниц. Селзник подкупил Гейбла в прямом смысле: самому популярному актеру того времени продюсер заплатил более 120 тысяч долларов за 71 съемочный день. (У Вивьен Ли было 125 съемочных дней, но она получила всего 25 тысяч долларов.)
Однако и после начала съемок Гейбл доставлял продюсерам головную боль. Селзник был вынужден заменить режиссера Джорджа Кукора («Моя прекрасная леди», 1964) на Виктора Флеминга, потому что Кларк не смог найти с ним общий язык. Другой раз Гейбл пригрозил покинуть проект, если его обяжут плакать. По сценарию Ретт после выкидыша Скарлетт горько плачет в своем кабинете. Гейбл же считал, что реветь — это не по-мужски. Уговорить актера разрыдаться не удавалось никому, и лишь Оливия де Хэвилленд, сыгравшая Мелани, нашла нужные слова, и Кларк заплакал. Доставлял Кларк душевные страдания и Вивьен Ли. Актриса позже призналась, что ей очень не нравилось с ним целоваться, так как у Гейбла очень плохо пахло изо рта.
Пожарная тревога
Съемки «Унесенных ветром» начались 10 декабря 1938 года. Первой сценой, которую снимали, был пожар в Атланте. Декорации города общей площадью в 16 гектаров были выстроены на киностудии MGM в Калвер-Сити (штат Калифорния). Когда псевдо-Атланту подожгли, пламя поднялось на высоту более 150 метров. Жители Калвер-Сити, бывшие не в курсе того, что происходит, решили, что горит киностудия, и оборвали телефон в местной пожарной станции. За огнем на съемочной площадке следили 10 бригад из Главного пожарного отделения Лос-Анджелеса, 50 студийных пожарных и 200 человек помощников. Чтобы после съемок потушить огонь, потребовалось около 57 тысяч литров воды. Эта сцена обошлась в 25 тысяч долларов.
Для последующей сцены фильма, когда Скарлетт возвращается в Тару вместе с Мелани, ее новорожденным ребенком и служанкой, нужна была худая лошадь, чтобы показать ее изможденный длинным путем вид. Однако найденная кобыла довольно быстро отъелась и потеряла необходимые габариты. Так как времени найти другую лошадь не было, гримеры нарисовали ей выпирающие от худобы ребра. А всего в фильме снялось 1100 лошадей и 375 других животных: собак, мулов, коров, свиней и т. д.
Cцена с ранеными солдатами, когда Скарлетт приходит за помощью к доктору Миду, тоже далась нелегко. Найти такое количество статистов было невозможно, поэтому из 1600 раненых ровно половина — манекены. Чтобы манекены двигались, к ним приделали веревочки, за которые дергали «живые» солдаты.
Особую главу в создании фильма сыграли костюмеры. Селзник настоял на том, чтобы даже нижнее белье главных героев соответствовало времени, в котором происходит действие картины: он был уверен, что это поможет актерам лучше войти в образ. В общей сложности было сшито более 5 тысяч единиц гардероба — от панталон до бабочек. Главным по костюмам был Уолтер Планкетт («Американец в Париже», 1952). Больше всего возни у Планкетта было со знаменитым платьем Скарлетт из зеленой гардины: чтобы его сшить, потребовалось 200 часов и около 150 метров итальянского хлопкового вельвета. Шляпки для Скарлетт делал дизайнер из Нью-Йорка Джон Фредерикс. Причем абсолютно бесплатно, так как надеялся, что после фильма его бизнес пойдет в гору.
Важные слова
В 30-х годах цензура в Голливуде была точно такой же, как и в советском кинематографе. Основные табу распространялись на спорные словечки и выражения. После громких возмущений чернокожих актеров-статистов было запрещено произносить слово «негр» или «ниггер». В фильм также не попали сцены с ку-клукс-кланом и были вырезаны всякие упоминания об этой организации.
В сцене, когда Ретт спрашивает у Скарлетт, почему она такая бледная, а она отвечает, что беременна и не хочет этого ребенка, по сценарию были слова: «Не волнуйся, у тебя еще может быть выкидыш». Однако слово «выкидыш» произносить в то время было запрещено, и Ретт был вынужден просто сказать: «Не волнуйся, мало ли что еще может случиться».
А вот последние слова Ретта Селзнику удалось отстоять. Когда Батлер уходит от Скарлетт в конце фильма, она спрашивает: «Если ты уйдешь, что делать мне?». Он отвечает: «Честно говоря, мне на это наплевать» (эта безобидная фраза в английском языке считается ругательством и аналогична русскому «насрать»). Цензоры предлагали поменять на более мягкое «Мне все равно», «Меня это не волнует» и «Мне это не интересно». Но Селзник предпочел заплатить штраф в 5 тысяч долларов и оставить оригинальные слова.
Премии
«Унесенные ветром» завоевали 10 премий Американской киноакадемии из 13 номинаций: «лучшая женская роль» — Вивьен Ли (Скарлетт), «лучшая режиссура» — Виктор Флеминг, «лучший сценарий», «лучшая операторская работа», «лучший монтаж», «лучшая работа художников», разумеется, «Оскар» за лучший фильм и плюс две почетные премии за вклад в развитие кинематографа. И особая радость — премия Хэтти Макдэниэл (Мамушка), ставшей первой негритянкой, номинировавшейся и получившей «Оскар». За бортом остались музыка, звук, визуальные эффекты и мужская роль — Кларк Гейбл (Ретт Батлер).
Просто цифры
- 3 часа 45 минут длится фильм.
- 6 километров 192 метра пленки было отснято.
- 305 километров пленки понадобилось бы, чтобы снять фильм точно по книге. В таком случае фильм шел бы непрерывно неделю.
- 153 тысячи 818 долларов стоило изготовление костюмов для фильма.
- 10 тысяч долларов стоила чистка костюмов.
- 197 тысяч 877 долларов стоили декорации.
- 35 тысяч долларов стоили материалы для декораций.
- 69 тысяч 917 долларов — аренда и покупка реквизита.
- 10 тысяч 363 доллара стоило написание саундтрека к фильму.
- 3 миллиона 957 тысяч долларов — окончательный бюджет картины.
- 945 тысяч долларов составили кассовые сборы в первые же выходные после премьеры.
- 75 центов стоил билет на дневной сеанс, 1 доллар — на вечерний.