— Здравствуйте! Я не опоздала? Знаете, так спешила, потом забыла адрес и испугалась, что и ваш номер телефона тоже не записала.
Приятная кудрявая блондинка растерянно смотрит на меня, и я чувствую, что обязана ей немедленно чем-то помочь.
— Здравствуйте, все хорошо. Проходите, снимайте пальто, садитесь.
Едва сдерживаюсь, чтобы не броситься помогать ей снимать верхнюю одежду.
— Вам как будет удобно, куда мне лучше сесть?
— Вы можете выбрать любое свободное кресло, которое вам понравилось. Рассказывайте, что вас беспокоит?
— Я даже и не знаю, зачем обычно приходят к психологу. Мне сказали, что можно, а теперь даже не знаю. Надо было заранее вопрос подготовить, да? Я думаю, может обсудить то, что встречаюсь с мужчиной и хотела бы, чтобы мы съехались. Вернее, чтобы я к нему переехала. Но он не предлагает. Не знаю, что делать.
— Что вы уже делали?
— Я намекала, что хотелось бы чаще быть вместе. Говорила, что если бы он снял для нас двоих квартиру, то мы бы могли приглашать туда друзей. К тому же работа перестала радовать, потому что начальница сменилась. Так я бы забеременела.
— И тогда можно было бы с работы уйти? Что потом?
— Потом придумала бы что-то. Может, сетевой бизнес или блог бы стала вести. Хотя вообще пока ребенок подрастет…
Клиентка, похоже, застряла в позиции жертвы, отсюда все проблемы и запросы в ее запутанных отношениях.
Сценарий жертвы и треугольник Карпмана
Прежде чем рассказать о жертве и как ее обнаружить в себе, пару слов о треугольнике Карпмана. Джеральд Уикс в «Психотехнике парадокса» писал, что это система, обедненная ресурсами, в которой все участники стараются незаконно заполучить любовь и статус. Почему незаконно?
Потому что вместо декларации своих намерений и ожиданий бессознательно играют любимую сценарную роль. Ролей всего три: спасатель, преследователь и жертва. Сегодня о жертве.
«Гадкий утенок» или «Принцесса-лебедь»?
Жертвой нас делают не обстоятельства, а внутренний сценарий. Его важно осознать и при необходимости переписать.
Проще всего определить тот миф, что ведет нас по жизни, вспоминая любимые сказки, фильмы и мультфильмы. Есть истории с героическими женскими персонажами: Герда, Женщина-кошка, Малефисента. Такие сюжеты определяют жизненный сценарий женщины-спасательницы.
Есть сказки с заколдованными персонажами: «Царевна-лягушка», «Гадкий утенок», «Ослиная шкура». Они определяют уровень внутренней диссоциации. Если объяснить кратко, то, проживая психотравматическую ситуацию в детстве, человек вырабатывает дополнительную внутреннюю субличность в качестве защиты.
Есть сказки со злыми, но притягательными для кого-то теневыми персонажами: сама Снежная королева, Королева из Белоснежки. Такой сценарий характерен для самостоятельных, независимых женщин-преследовательниц. Они всего добиваются сами, не ждут милостей от природы, руководят семьей и бизнесом недрогнувшей рукой.
Каждый человек при первом знакомстве оценивает собеседника в считаные секунды
Еще есть сказки о хороших, добрых, но совершенно беспомощных принцессах — это сценарий жертвы. Героини проводят свои дни в хлопотах, мечтах и во сне. Конечно, это сказки о Золушке и Спящей красавице.
Коммуникационные привычки жертвы
Каждый человек при первом знакомстве оценивает собеседника в считаные секунды. Теоретик театра и исследователь психологии человеческого поведения Петр Ершов считал, что в процессе общения мы демонстрируем три возможных вида пристройки: сверху, снизу и на равных. Соответственно, с человека, застрявшего в жертве, сразу считываются все или несколько признаков пристройки снизу.
Вербальные признаки (в том числе в переписке):
- просительная интонация;
- множество извинений, просьб и оправданий;
- избыточная благодарность;
- возвышение собеседника;
- жалобы, упреки и оправдания;
- описание безнадежной ситуации без формулирования просьбы или запроса.
Невербальные признаки:
- взгляд снизу;
- виноватые или заискивающие интонации, подача руки ладонью вверх и так далее;
- тихий, неуверенный голос (в письменной коммуникации множество многоточий);
- уступчивость, желание услужить;
- опущенные, поднятые плечи.
Суть речи жертвы:
- Все плохо, выхода нет, никто не может помочь.
- Жалобы на несправедливость жизни, в которой приходится работать или предпринимать какие-то целенаправленные действия.
- «Сейчас никто ничего не делает просто так, а вот если бы у меня был апельсин, то я бы тебя обязательно угостил».
- Завуалированное желание сесть кому-то на шею и ничего не делать. Или делать нечто для души, не приносящее доход.
- Игра «Да, но». Предоставление возражений, объясняющих, почему ничего не получится, на любое конструктивное предложение совершить какое-то действие.
Реакция другого на жертву:
- Чувство жалости, вины и желание помочь. Помните, я чуть не побежала помогать снимать пальто? Такое происходит у женщин или мужчин-спасателей. Именно на них в основном направлены все слова и сигналы жертвы.
- Раздражение и злость, что предложения конструктивных действий не принимаются.
- Усталость и разочарование оттого, что за жертву приходится все делать, но помощь все равно как будто утекает в черную дыру беспомощности.
Тайные выгоды и явные недостатки сценария «Спящей красавицы»
Через какое-то время совместной работы с клиенткой прояснились те принципы, которыми она руководствовалась в жизни и которые привели ее в тупик. Потому что мужчина, как выяснилось позже, не хотел ни арендовать квартиру, ни жить вместе, ни тем более заводить детей. Девушка много месяцев пребывала в напрасных иллюзиях и ожиданиях просто потому, что ее сказка предполагала абсолютную пассивность и ожидание. Для человека с таким сценарным посланием невозможно хоть как-то обозначить свои желания мужчине.
Ей казалось, что женственность равна беспомощности, если быть вечным ребенком, то обязательно придет прекрасный принц и решит все бытовые проблемы. Я в целом не против принцев, но сталкиваюсь с тем, что они или слишком долго «скачут», или оказываются чудовищами.
Давайте рассмотрим оба варианта.
- Если девушку, застрявшую в сценарии жертвы, долго не будят поцелуем, то уже после лет 35 она превращается в раздраженную мужененавистницу. Выставляет огромный счет всем мужчинам, которые забыли, что значит быть рыцарями. С таким подходом шансы встретить хотя бы дворецкого стремятся к нулю.
- Под маской принца приходит тиран. Человек, который демонстрирует покровительственное отношение, желание решать все проблемы и заботится. На фоне долгих ожиданий у красавицы отключается критическое мышление, она не видит тревожных знаков. Например, что он срывается на официантов, рассказывает гадости о бывших подругах, фантазирует о мести начальникам, друзьям и иным недостойным людям. Часто такие отношения через какое-то время заканчиваются моральным или физическим насилием.
Что делать?
- Понять свой сценарий. Вспомните и проанализируйте любимые сказки, их персонажей и ваши ожидания от отношений. Свойственны ли вам указанные выше проявления жертвы? Если да, то при каких обстоятельствах они дают о себе знать?
- Понять, что женская привлекательность не равна беспомощности. Давайте вспомним героинь и актрис, которые занимают первые места в списках самых желанных женщин мира: Дженнифер Лоуренс, Галь Гадот, Анджелина Джоли. Прославились они, играя совсем не беспомощных женщин.
- Перестать искать отца в мужчинах. Для этого есть разные техники. Самостоятельно вы можете написать письмо отцу. Но только искреннее и настоящее. Не пишется — нарисуйте вас вместе. Как вы проводили время в детстве: смотрели телевизор, он водил вас в детский сад или парк. Что-то хорошее наверняка было. Волшебным образом после такой работы многое налаживается. Очень часто вдруг неожиданно звонит отец и предлагает встретиться. Появляется шанс разрешить с ним те проблемы, которые вы решаете с мужчинами. Высказать обиды, предъявить претензии, потребовать любви и заботы. Пусть отец будет на своем месте, а мужчина на месте равного взрослого партнера.
- Начать говорить о своих желаниях и обозначать границы. Понемногу, сначала самым близким людям, потом знакомым и коллегам. Ищите приемлемую форму сказать «нет» или обозначить свои ожидания, не обвиняя другого. Например, так: «Мне приятно, что ты подарил мне этот торт со взбитыми сливками. Потратил время, выбрал и купил его. Я с удовольствием съем кусочек, но больше не смогу. У меня спортивный режим».
Брак — это не конечная цель
Мы не знаем, как жили в сказках после свадьбы, да и жили в те времена не так уж долго. Вам я желаю долгой и счастливой жизни с партнером, которого вы любите, с которым не боитесь говорить о чувствах и желаниях, который отвечает вам взаимностью. После свадьбы вам еще предстоит провести много лет вместе.