Источников на самом деле очень много. Во-первых, мы анализируем тексты: примерно двухсот слов, написанных клиентов, обычно бывает достаточно, чтобы определить его психотип. Во-вторых, о многом говорят фотографии, которые люди выкладывают в соцсетях, и записи, которые там появляются. Например, экстравертам нравятся яркие, сочные картинки, изображения людей. Интровертам, наоборот, нравятся фотографии предметов, и в оформлении они используют более спокойную цветовую гамму.
Кроме того, любой банк или крупная компания ведет статистику электронных сообщений. Там скрупулезно подсчитывают все письма, которые вам отправили, и отмечают, на какие вы отреагировали, а какие проигнорировали.
Еще один источник — так называемое транзакционное поведение клиента. На что он тратит деньги? И где? Интроверты, например, много покупают в магазинах «Сад и огород», в книжных магазинах, они не скупятся на страховки. Экстраверты больше денег тратят в барах и ресторанах, покупают билеты на концерты.
Важно и то, расходует ли клиент все деньги до копейки или предпочитает делать накопления. Мы используем любую информацию, которая хоть как-то может помочь.
Мы анализируем доходы и расходы клиента примерно за полгода — этого бывает достаточно, чтобы создать его профиль
А если никаких транзакций нет? Если человек сразу после зарплаты снимает все деньги и потом расплачивается наличными?
Безусловно, есть «сложные» клиенты. Но большинство — 75-80% — мы все-таки можем «просчитать». В наше время банковские карты есть почти у всех. И далеко не все, как вы говорите, сразу снимают наличность — большинство все-таки предпочитают хранить ее на картах и расплачиваться ими.
|
Удобнее купить онлайн-билет на самолет, чем искать в городе представительство авиакомпании. Комфортнее купить платье в интернет-магазине, чем тратить час, чтобы добраться до торгового центра, а потом еще полдня ходить по магазинам, чтобы найти наряд, который понравится. Мы анализируем доходы и расходы клиента примерно за полгода — этого бывает достаточно, чтобы создать его профиль.
И эта информация в том числе влияет на то, даст банк кредит или нет, правильно?
Да, в том числе на это.
Но как тогда вы можете объяснить тот факт, что одному моему знакомому, который уже 4 года официально не работает и получает гонорары наличными, банк постоянно дает мелкие кредиты, а другой знакомой с официальным доходом в 1000 долларов банк отказывает в кредите 5000 долларов? В чем тут подвох?
Я не знаю, о каких банках вы говорите, поэтому мне трудно сказать о причинах.
Сформулируем вопрос иначе. Какой психотип клиента наиболее выгоден банку?
Все зависит от банка и от продуктов, которые он предлагает. Разным людям нужны разные книги, разная еда. И разные банковские продукты. Например, страховка при выезде за рубеж нужна экстравертам, потому что они часто путешествуют. С другой стороны, наша компания использует такие технологии, которые заставят купить страховку даже интровертов, которые никогда о подобной страховке не задумывались.
На лекции вы говорили, что большие данные не приносят вреда людям.
Нет, при неправильном использовании они могут нанести серьезный ущерб. Но мы в Data Sine делаем все для того, чтобы информация использовалась строго по назначению. Если компания-клиент вызывает у нас какие-то подозрения, мы не будем с ней сотрудничать или ограничим количество предоставляемой информации.
Мы с коллегами работаем над тем, чтобы люди получали только те письма с предложением продуктов, которые действительно им нужны
Собственно, почему я пришел работать в эту компанию? Потому что мне надоело получать неперсонализированные сообщения по электронной почте, мне надоел весь этот спам, который валился в ящик без учета моего типа личности, моих потребностей.
Мы с коллегами работаем над тем, чтобы объем спама сократился, чтобы люди получали только те письма с предложением продуктов, которые действительно им нужны или могут пригодиться. Всю полученную информацию мы используем только для этого — ни в коем случае не во вред клиенту.
Кстати, в Евросоюзе уже появился регламент по защите персональных данных. Думаю, что правительствам других стран нужно последовать нашему примеру.
Какие данные, на ваш взгляд, лучше не выкладывать в интернет, не делать достоянием общественности?
Совершенно точно — медицинские данные. Они не должны нигде разглашаться. Их нельзя ни публиковать, ни монетизировать. Люди сами должны решать, какая информация должна быть публичной, а какая нет.
Об эксперте
Йорган Каллебаут — член Британского психологического общества (BPS), руководитель психологического направления в компании Data Sine, исследующей большие данные и их влияние на личность. Стоял у истоков персонализации и оптимизации использования bigdata для маркетинговых кампаний банков в Европе, Великобритании и России.
http://www.psychologies.ru/articles/rss
Йорган Каллебаут — член Британского психологического общества (BPS), руководитель психологического направления в компании Data Sine, исследующей большие данные и их влияние на личность. Стоял у истоков персонализации и оптимизации использования bigdata для маркетинговых кампаний банков в Европе, Великобритании и России.
http://www.psychologies.ru/articles/rss