26.04.2024

Коварные технологии: зачем Голиафу инвестировать в Давида

Тем не менее тренд последних лет — переход цифровых инноваций в материальное производство. Потенциал инструментов Индустрии 4.0 в промышленности огромен. К примеру, металлургическая отрасль, по оценкам McKinsey, за счет цифровизации может заработать дополнительно до $115 млрд. И это только эффект от известных миру технологий. Ведь настоящую ценность создают «прорывные» или, как их еще называют, «подрывные» (disruptive) инновации.

Но о каких «прорывах» может идти речь в такой традиционной отрасли, как металлургия? Последние по-настоящему прорывные инновации здесь произошли еще в позапрошлом веке: в 1864 году Пьер Эмиль Мартен совершил пробную плавку на изобретенной им «мартеновской» сталеплавильной печи, а в 1878 году сэр Вильям Сименс получил первый патент на электродуговую печь.

Коварные технологии: зачем Голиафу инвестировать в Давида

Ответ в том, чтобы выйти за рамки привычного «отраслевого» мышления. Во-первых, инновации в материалах стоит рассматривать комплексно и всерьез задуматься о потенциале новых способов производства и улучшения свойств существующих материалов. Во-вторых, можно выделить ряд системных трендов, которые повлияют на всю промышленность вне зависимости от отрасли.

Новый уровень

Что изменит облик промышленности? Во-первых, технологии, связанные с повышением требований общества к экологичности производства, например, контроль выбросов парниковых газов и переход от электропечей к водородной энергетике. Так, компания Salzgitter к 2050 году планирует полностью отказаться от «углеродной металлургии» и перейти на восстановление железа водородом, что снизит выбросы CO2 на 95%. С другой стороны, CO2 может стать ценным сырьем, которому найдут применение в промышленности. Уже сейчас существуют стартапы, такие как Lanzatech, которые перерабатываю углекислый газ в этанол и другие химические субпродукты.

Во-вторых, не стоит недооценивать потенциал альтернативной энергетики: это и ветровая энергетика, в том числе и так называемая офшорная ветрогенерация в прибрежных зонах, и новые типы покрытий, которые превращают стены, крыши и даже окна домов в солнечные батареи, и многие другие технологии для генерации и сохранения энергии.

В-третьих, это новые материалы, такие как графен, который наделал много шума несколько лет назад, но пока еще ждет индустриального применения. Впрочем, подвижки тут есть, например, компания NanoXplore, которая обещает выпустить коммерчески эффективные графеновые добавки для сверхпрочных бетонов. И графен не единственный материал нового поколения, который для этого используется: российская OCSiAl, портфельная компания «Роснано», делает углеродные нанотрубки TUBALL, которые производители бетонов уже успешно используют для укрепления материала. Эти технологии, кстати, несут еще и вызов для металлургов, так как для этих бетонов требуется гораздо более сложная арматура.

Уже знакомая многим тема — материалы из композитного волокна: прочные, гибкие и легкие. До недавнего времени композиты имели ограниченное применение, в основном в авиакосмической отрасли и люксовых сегментах автопрома, из-за дороговизны исходных материалов и сложности производства. Но сейчас мы видим тенденцию к снижению себестоимости композитов и их выходу на не совсем традиционные для них рынки — например, труб для нефтегазовой отрасли или ЖКХ.

Еще один серьезный тренд — развитие 3D-печати. Правда, пока рынок растет не так быстро, как представлялось, и в основном занимает специализированные ниши, в частности, он оказал влияние на авиакосмическую отрасль. Особенно быстро сегодня развивается 3D-печать из металлических порошков, а не из полимеров, как в начале. Впрочем, в обозримой перспективе этой технологии, наверное, не удастся бросить вызов технологиям массового производства.

Наконец, блок технологий, связанных с «мобилити»: к 2040 году треть всех автомобилей будут иметь электродвигатели, большое распространение получат гибриды. Это создаст огромные новые рынки для электромоторов, батарей и их компонентов, а также потребует создания новой инфраструктуры. С другой стороны, распространение каршеринга и «уберизация» городских автомобилей не только может привести к значительному сокращению спроса на новые машины, но и сократит срок их службы, а появление автономных автомобилей удешевит поездки и повлияет на частоту использования, безопасность и требования к конструкции автомобилей.

Гиганты и стартапы

Все это сложные и разнонаправленные процессы, которые нужно анализировать, прежде всего потому, что они влияют на спрос. Чтобы понимать, в какую отрасль направлять инвестиции и на какие продукты делать ставку, надо хорошо представлять себе перспективы. Кроме того, любая подрывная технология создает возможности для создания новых бизнесов.

Наконец, погружение в мир радикальных инноваций помогает защищать акционерную стоимость компании от «подрыва»: если вовремя разглядеть перспективную технологию, в нее можно инвестировать, пока она не стоит слишком дорого. А еще лучше использовать наработанные связи с клиентами для того, чтобы быстрее и дешевле вывести эту технологию на рынок.

Но для начала перспективную технологию нужно «разглядеть». Для этого необходимо, во-первых, быть открытым новым возможностям, а во-вторых, иметь ресурсы и площадку для ее тестирования и доработки. Инвестиции в новые технологии всегда сопряжены с высокими рисками, поэтому необходимо иметь продуманную систему риск-менеджмента и разделять риски с другими участниками инновационного процесса — институтами, венчурными фондами, стартап-командами.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *