23.04.2024

Куда утекают деньги абонентов сотовой связи

Во-первых, исторически сложилось так, что распространенная на Западе кредитная система расчетов у нас не прижилась: в девяностые на фоне всеобщего бардака и относительной дороговизны сотовой связи решили, что ничто так не укрепляет веру в человека, как предоплата, кредитовать абонентов операторы готовы не были. В условиях предоплаты в выигрышной ситуации всегда оказывался оператор. При возникновении каких-либо спорных ситуаций во взаиморасчетах оператор может легко взыскать сумму из абонентской платы. А вот пользователю придется побегать за оператором, чтобы оспорить некорректные списания. А перед этим «положить еще денег», чтобы не остаться без связи.

Во-вторых, в нулевые в стране расцвела индустрия мобильного контента: отправив SMS на короткий номер, можно было поучаствовать в каких-нибудь онлайн-голосованиях, купить мелодии для телефона и тому подобное. Очень быстро она оказалась рассадником мобильного мошенничества — от передач, получивших название «Лохоугадайка» на популярных телеканалах (это когда нужно дозвониться в студию и угадать очень простое слово, но звонить нужно по платному номеру, на котором срабатывает автоответчик) до сайтов с фейковыми услугами из разряда «Определи местоположение любого телефона по его номеру», отправив SMS на короткий номер.

Отдельная история — это викторины с ценными призами, которые рекламировались самими операторами при помощи SMS-рассылок из разряда: «Ваш номер выбран для получения Mercedes, ответьте ДА». Разумеется, подразумевалось, что речь идет только о шансе выиграть этот Mercedes, потратив несколько десятков тысяч рублей на платные SMS. Чаще всего жертвами подобных «лохотерей» становились дети и подростки.

Но к началу 2010-х годов большинство россиян уже успело хотя бы раз обжечься на списаниях со счета за контент, и добровольно никто никакие SMS отправлять не хотел, да и сами SMS с распространением смартфонов потеряли актуальность. Тогда был придуман еще один способ «относительно честного отъема денег у населения»: подписки. То есть, контент-услуги с ежедневной абонентской платой, на которые можно подписаться, например, просто перейдя по той или иной ссылке на интернет-сайте при выходе в интернет со смартфона.

Параллельно операторы освоили еще один хитрый способ: тайное подключение платных услуг. То есть, сначала абоненту подключают как бы в рекламных целях какой-нибудь «Замени гудок». Совершенно бесплатно, конечно же. А через месяц услуга становится платной и начинает «поедать» баланс. Разумеется, ее можно отключить, но нужно же не забыть это сделать, а большинство людей лишь спустя несколько месяцев начинают разбираться, куда деваются средства, и с удивлением обнаруживают несколько безумно «полезных» сервисов.

Теоретически операторы должны уведомлять абонента о подключении платных услуг и возможности их отключения, но если SIM-карта стоит в телематическом устройстве, то SMS, при помощи которых производятся все эти уведомления, никто никогда не прочитает. Но в случае с воротами все еще более странно: услуги, подключенные Надежину, и вовсе требовали обязательной отправки SMS-подтверждения для их активации, а ворота, естественно, этому не обучены. Тем не менее, в детализации счета эти SMS присутствуют, а значит, внести их в детализацию можно намеренно. В колл-центре обычно это объясняют чем-то типа: «Может быть, дети взяли ваш телефон и отправили SMS», однако, например, моей 85-летней бабушке, умеющей только отвечать на звонки, наподключали контента на 2000 рублей, а автору подключали «гудки» на лежащую на полке SIM-карту, не вставленную вообще ни в какое устройство.

Конечно, списанные средства при минимальной настойчивости пострадавшему абоненту возвращают. Но почему все это повторяется снова и снова? Ответ прост: жалуются по поводу некорректных списаний не более 5% абонентов, все остальные же просто пытаются отключить подписки самостоятельно и смиряются с утратой средств. Соответственно, достаточно вернуть деньги недовольным из числа заметивших и оставить себе все остальное. Что характерно, поставщиками этих «услуг» чаще всего выступают разного рода ООО «Вектор», принадлежащие… правильно, умным людям, входящим в руководящие составы операторских компаний и дающие им неплохую прибавку к зарплате.

С подобными услугами пытались бороться законодательно — в частности, уже несколько лет в России все операторы обязаны предоставлять абоненту услугу «Контентный счет» — то есть, лицевой счет для оплаты контент-услуг, отделенный от основного. Предполагается, что абонент, возжелавший сознательно подписаться на какую-нибудь рассылку, пополнит этот счет и будет платить с него. По факту же достаточно держать там постоянный нулевой баланс, чтобы списания произвести было невозможно. Операторы по понятным причинам не афишируют существования «контентных счетов», а для их подключения многие из них требуют визита в офис.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *