28.03.2024

Заставляйте сердце биться чаще

Бешеный темп жизни, как это ни парадоксально, обрекает нас на неподвижность. А отсутствие движения приводит к появлению мышечных зажимов и боли, искажает образ тела. О том, как восстановить целостное представление о себе, наш редактор поговорил с известным мануальным терапевтом и «гуру пилатеса», автором уникальной системы «Анатомические поезда» Томасом Майерсом во время его недавнего визита в Москву.

Заставляйте сердце биться чаще!

Томас Майерс работает с телом более четырех десятков лет. В Москве он поделился опытом со специалистами по пилатесу и лечебной физкультуре, остеопатами и мануальными терапевтами на семинарах «Чтение тела» и «Выносливость: принять вызов и стать сильнее». А затем ответил на несколько вопросов Psychologies.

В чем вы видите свою задачу как мануального терапевта и вообще сверхзадачу телесно-ориентированных практик, таких как йога, пилатес, движение по методу Фельденкрайз?

У каждого из нас есть завершенный образ своего тела. Мы обретаем этот образ еще в утробе матери, и потом воссоздаем в течение всей жизни. Как он формируется? В нашем теле есть множество рецепторов растяжения — в кишечнике, легких, суставах, коже. Они посылают информацию в мозг о том, каково наше тело, — как оно расположено в пространстве, как себя чувствует.

Если не приводить эти рецепторы в движение, они не будут стимулироваться. И тогда определенный участок мозга, который связан с этим рецептором, начинает использоваться в других целях. Мы просто забываем о той части тела, где нет движения. Задача специалиста по работе с телом заключается в том, чтобы вернуть эти забытые области телу, вернуть их на уровень осознания. А потом они должны быть интегрированы в единое движение, которое должно стать координированным.

Движение сегодня в большом дефиците…

И это главная проблема. Мы живем в бешеном темпе. Из-за желания ускориться, мы доверяем свое тело машинам и самолетам, в которых часами сидим в сгорбленных позах. Мы выходим из самолета и встаем на траволатор. Потом приезжаем в тренажерный зал и ищем ближайшее ко входу место на парковке. На то, чтобы двигаться, нам не хватает времени!

Все, что вы делаете страстно, с чувством, еще глубже укореняется в системе вашего тела, еще прочнее записывается в тканях

Что, кроме дефицита движения, может привести к нарушению образа тела?

Во-первых, привычка. Если несколько лет ходить и стоять определенным образом, у нас сформируется определенная поза, осанка. Повторяемый жест превращается в привычку, действия становятся автоматическими. Моя голова выдвигалась вперед с детства (из-за нарушенного зрения), для поддержания такой позы пришлось выдвинуть таз вперед. В итоге сформировалась нарушенная осанка, над которой потом пришлось серьезно работать.

Одно время я работал с Лондонским симфоническим оркестром. Когда ко мне в кабинет входил кто-то из музыкантов, я смотрел на него и сразу спрашивал: «На скрипке сколько лет играете? На флейте сколько лет играете?» Инструмент никуда не девается, несмотря на то, что музыкант не держит его в руках. Он играет не только долгими часами, он играет душой, это его страсть.

Все, что вы делаете страстно, с чувством, еще глубже укореняется в системе вашего тела, еще прочнее записывается в тканях. Нельзя сказать музыканту: играй иначе. Всему миру важно, чтобы он играл именно в такой позе.

Так что задача телесного специалиста — не просто сбалансировать половины тела, делая его более симметричным. Надо уравновесить музыканта относительно того инструмента, с которым он работает. Или научить его принимать необходимую осанку во время работы и выходить из нее, когда репетиция закончена. Научить возвращаться в себя самого по завершении работы.

Заставляйте сердце биться чаще!

Есть и другие причины?

Это травмы, которые перенес человек. Из-за травм те или иные части тела исключаются из единого образа. Иногда это видно даже невооруженным взглядом: если человек при ходьбе чрезмерно двигает какой-то частью тела, это значит, он компенсирует так недостаток движения в другом месте.

Однажды у меня был пациент, у которого одна нога была деформирована, искривлена коленом внутрь. Он рассказал, что в зрелом возрасте на лыжах въехал в дерево. Но потом выяснилось, что такая форма ноги — результат не падения на лыжах, а более ранней, детской травмы. Как только я коснулся рукой определенной зоны в колене, пациент сразу об этом вспомнил. В возрасте трех лет он упал с велосипеда и повредил колено. Позвал маму. Мама посмотрела — кости целы, обработала рану и махнула рукой: все в порядке. Мама не придала значения повреждениям мягких тканей. И в результате мальчик «задвинул» эту проблему на задворки своего сознания.

Когда в коре мозга движение не обретает нужного паттерна, то его нет и в реальном движении. Эта часть относительно обездвиживается и просто исключается из образа тела. Не двигается — значит, не болит и можно об этом не думать. Это явление называется петлей сенсорно-двигательной амнезии. И вот когда мой пациент уже во взрослом возрасте въехал в дерево, он подсознательно защитил те части тела, которые в образе тела были, а этой части колена в идеальной картине не было, и она осталась незащищенной.

Человек ближе к растению, чем к машине. В современном индустриальном мире принять эту мысль непросто

Такие травмы могут случиться с каждым.

Конечно, у каждого из нас есть своя «ахиллесова пята», мы не симметричны, несовершенны от природы. Но занятия с телом — йога, пилатес, лечебная гимнастика помогают нам сбалансировать тело, сформировать новый тип осанки, который увеличит наши индивидуальные возможности. Ведь можно изменить не только привычку, но и состояние тканей. То есть, произвести перезагрузку программы. И это позволит иначе себя ощущать и по-новому экспериментировать в движениях.

Во всем мире вы известны как автор уникальной системы (и одноименного бестселлера) «Анатомические поезда». В чем суть этой системы?

Человек ближе к растению, чем к машине. В современном индустриальном мире принять эту мысль непросто. Мы все больше чувствуем себя существами, состоящими из отдельных частей, которые подлежат ремонту и замене. Но мы растем точно так же, как растение, — из семечка, точнее, из оплодотворенной яйцеклетки.

Вот уже 25 лет я пытаюсь отказаться от концепции отдельно взятых индивидуальных мышц и рассматривать человеческое тело как живой организм, в котором все взаимосвязано. Моя теория «анатомических поездов» основана на том, что какие бы задачи ни выполняла каждая отдельная мышца, она функционально интегрирована и работает внутри фасциальной паутины. (Фасции — это соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц у позвоночных животных и человека; выполняет опорную и трофическую функции. — Прим. ред.).

Именно фасции помогают нам не рассыпаться на отдельные кусочки. Эти линии и пласты следуют за переплетениями соединительных тканей человеческого тела, формируя четкие «меридианы» миофасции. Соответственно, специалисты должны работать не только с отдельными мышцами, но и с фасциальной тканью, разрабатывать ее, укреплять и ремоделировать при необходимости.

Заставляйте сердце биться чаще!

Правила Томаса Майерса по развитию телесной чувствительности и сохранению гармонии души и тела
  1. Заставляйте сердце биться чаще. Делайте что-нибудь, что заставляет сердце учащенно биться каждый день. Это может быть любая двигательная нагрузка и занятия сексом. Иногда полезно не избегать ситуаций, которые вызовут сильный испуг, стресс. Чередование моментов покоя и сильного возбуждения тренирует нашу автономную нервную систему, позволяя ей активнее переключаться с симпатического режима на парасимпатический. Симпатическая система приводит организм в состояние «боевой готовности»: учащается сердцебиение, выбрасывается адреналин, напрягаются мышцы. Парасимпатическая, наоборот, уменьшает защитное напряжение, организм расслабляется. Важно стимулировать это переключение ежедневно. И тогда вы будете готовы выдержать любой стресс.
  2. Двигайтесь как животные. Мы живем в искусственной среде: преимущественно ходим в обуви по ровным поверхностям, подолгу окружены чужими людьми, что вынуждает нас вести себя «как следует», двигаться в едином ритме. Нам по природе это не свойственно. Так что двигайтесь больше, разнообразнее, совершайте действия, в которых задействовано все тело, — как животные. У каждого нашего сустава есть окно безопасности. Если мы выходим за его пределы, то теряем равновесие, падаем. Поэтому мы стараемся не доходить до крайних движений, предсказуемо сидим за рулем, ходим по асфальту, спим на ровной кровати. И в результате с возрастом это окно становится все меньше, движения становятся все более скованными. Растет страх не удержать равновесие. Поэтому очень важно регулярно делать что-то непривычное, расширять возможности своего тела, тренироваться, доходить до крайних движений. Вот хорошее упражнение: встаньте с партнером спина к спине на расстоянии 20 см., постепенно сближайтесь, пока не почувствуете прямой контакт спинами. Сохраняя этот контакт (только спинами!), двигайтесь вправо и влево, вверх и вниз, во все стороны, стараясь не потерять равновесие.
  3. Двигайтесь медленнее. Современная жизнь идет на больших скоростях. Люди стремятся все делать быстрее. Жечь калории — это, конечно, неплохо для тонуса и фигуры. Но для образа тела это не очень хорошо. Если хотите соединить движение с чувствованием, попробуйте совершать медленные движения, как в йоге или в тайчи. И вот тогда образ тела будет ощущаться полнее. Лично у меня каждое утро есть особый ритуал — разминаться и стараться ощутить все свое тело, каждую клеточку, вплоть до кончиков каждого пальца. А обрести душевное равновесие помогает ежегодное морское путешествие на лодке. Ровно две недели я нахожусь в тишине, один, среди водных просторов, без всяких средств связи и привычных атрибутов цивилизации. Лично для меня это идеальный способ восстановить гармонию.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *