18.05.2022

HeadHunter на первом российском IPO в Америке

До февраля 2016 года владельцем HeadHunter была Mail.Ru Group, которая продала актив его нынешним владельцам за 10 млрд рублей. Таким образом, при выходе на биржу по запланированной оценке, стоимость компании вырастет примерно в 4,4 раза за 3 года.

Основным акционером рекрутинговой компании выступает инвестфонд «Эльбрус Кэпитал» (ему через Highworld Investments Ltd. принадлежит около 60% компании) и подразделение американского инвестбанка Goldman Sachs — ELQ Investors VIII Limited. Они и будут продавать свои акции в рамках размещения. Причем 9% от привлеченной суммы получит экс-гендиректор «МегаФона» и бывший член совета директоров Mail.Ru Group, владелец ЮТВ Иван Таврин — владельцы HeadHunter обязались выплачивать ему 9% от любых доходов от компании в обмен на его отказ от преимущественного права выкупа рекрутера.

Выручка компании в 2018 году составила 6,12 млрд рублей (выросла на 29% по сравнению с 2017 годом), чистая прибыль — 1,03 млрд рублей (выросла за год более чем вдвое). При этом чистый долг компании в 2018 году был на уровне 3,58 млрд рублей, что в 1,5 раза меньше, чем по итогам 2017 года. По данным компании, ее услугами по состоянию на конец 2018 года пользовались 253 000 человек, на HeadHunter было размещено 559 000 объявлений о работе, а среднее количество уникальных посетителей сайта hh.ru в 2018 году составило 20 млн человек.

Размещение Headhunter на NASDAQ станет первым для российской компании на этой площадке и вообще в США с 2013 года (в последний досанкционный год на высокотехнологичной американской бирже разместился платежный сервис Qiwi, а на NYSE — Luxoft). Всего на Nasdaq сейчас торгуется три российских компании — кроме Qiwi, это «Вымпелком» и «Яндекс».

IPO в условиях «новой нормы»

«Давайте трезво посмотрим на текущую экономическую и геополитическую ситуацию. Я достаточно скептически отношусь к возможности проведения успешного IPO российской компанией на NASDAQ», — предупреждает управляющий директор «Авито.Работа» Артем Кумпель.

«Мы живем в новой норме. По сравнению с условным 2013 годом климат для международных сделок стал куда хуже, но 2013 год уже не вернется», — говорит заместитель гендиректора «Ситимобил» Александр Горный. С точки зрения этой «новой нормы» момент для IPO хороший: «Никаких явных обострений нет, с последних существенных санкций уже прошло время».

Для частной компании при размещении существенных «геополитических ограничений» нет, говорит начальник управления торговых операций на российской рынка ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Дополнительный позитивный момент, по его мнений — недавние успешные размещения Lyft и Pinterest. Он допускает, что коньюктура может измениться, пока будет готовиться IPO, но в то же время указывает, что объем средств, которые планирует привлечь компания, не изменился.

Выход на IPO в любом случае будет хорошей новостью для российского рынка, по мнению директора по инвестициям международного венчурного фонда Maxfield Capital Алексея Тукнова: «Это момент ликвидности для инвесторов HH, компания сохраняет независимость и предоставляет возможность инвесторам сделать exit».

Как совладелец китайской сети кофеен создал конкурента Starbucks и стал миллиардером

UCar отличался от конкурентов тем, что создал собственный автопарк и начал предлагать услуги профессиональных водителей. Лу, который покинул пост гендиректора Car Inc. в 2016 году, теперь управляет UCar в качестве гендиректора и председателя совета директоров. Бизнес компании диверсифицирован — включает в себя дилерское подразделение и услуги по автокредитованию. Оценка стратапа составляет более $6,5 млрд. Доля Лу в Car Inc. оценивается примерно в $500 млн, а значит, его состояние в общей сложности равняется $1,3 млрд.

Самым ценным вложением Лу оказались инвестиции в Luckin Coffee. В октябре 2017 года Дженни Цян, бывший операционный директор Car Inc. и UCar, открыла сеть кофеен эконом-класса после того, как привлекла $150 млн от Лу и других инвесторов. Luckin Coffee начала стремительно открывать новые кафе и всего за 18 месяцев расширилась от первой точки в Пекине до 2370 кофеен.

К январю 2019 года Luckin Coffee продала около 90 миллионов чашек кофе и объявила, что планирует открыть 4500 кафе к концу года и занять место Starbucks, крупнейшей сети кофеен в Китае. Легендарная американская сеть, открывшая первое кафе в Пекине в 1999 году, владеет 3600 точками в стране. Компания рассчитывает ежегодно открывать 600 новых кафе и развивает сервисы доставки.

В отличие от дорогих кафе Starbucks, которые располагают к тому, чтобы клиенты засиживались там, более 90% точек Luckin Coffee продают кофе навынос и расположены в многолюдных местах вроде офисных зданий и университетских кампусов. Обычно в кафе с безналичным расчетом (клиенты платят через приложение Luckin) мало посадочных мест и простые интерьеры, что позволяет Luckin Coffee использовать сэкономленные средства для того, чтобы устанавливать цены ниже, чем у Starbucks. Сделанные через приложение заказы в крупных городах доставляют за 18 минут или быстрее. Для расширения охвата компания начала сотрудничать с крупнейшим китайским сервисом доставки еды Meituan Dianping.

В ходе последнего раунда финансирования, где основным инвестором выступил BlackRock, компания была оценена в $2,9 млрд.

Spread the love

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.